В России до начала XIX века не было специальных вооруженных формирований для охраны порядка и обеспечения безопасности населения, оказания помощи людям в случае стихийных бедствий и выполнения иных правоохранительных задач. В XVI-XVII веках часть этих функций выполняли в основном подразделения стрелецкого войска. При Иване Грозном для охранения Москвы были созданы формирования так называемых «жильцов». Это было войско, состоявшее из служивых дворян, численностью около трех тысяч человек. В дальнейшем подразделения «жильцов» были размещены в Киеве, Белгороде, Курске и некоторых других городах. При Петре I внутреннюю безопасность в государстве обеспечивали в основном формирования из неспособных к полевой службе солдат. Они именовались «гарнизонами», позднее - «гарнизонными» и (или) «внутренними батальонами» и являлись резервом полевых войск.
Развитие внутренних войск можно разделить на четыре исторических периода:
1. Начальный период (1811-1917 гг.), длившийся более ста лет, от создания войск внутренней стражи, их реорганизации на местные войска и конвойную стражу до Октябрьской революции 1917 года.
2. Советский период (1917-1991 гг.) - образование войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД СССР, их становление, развитие и служебно-боевая деятельность.
3. Современный период (с 1991 - 2016 г.г.). - внутренние войска МВД Российской Федерации.
4. Войска национальной гвардии Российской Федерации преобразованы из внутренних войск МВД России с сохранением структуры ВВ МВД России.
Начальный период Коренные преобразования в деле обеспечения внутреннего порядка и конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I. 27 марта 1811 года император Александр I издал Указ о пополнении за счет штатных рот, переданных еще в январе того же года «из гражданского в военное начальство», гарнизонных батальонов, которые стали именоваться «губернскими батальонами» и были вскоре объединены в единую структуру - внутреннюю стражу России. 3 июля 1811 года Александр утвердил Положение для внутренней стражи, в котором определялись ее назначение и задачи. Ими являлись: борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками; задержание бежавших преступников и дезертиров; борьба с провозом контрабандных и запрещенных товаров; обеспечение порядка и безопасности при проведении, как мы говорим сейчас, массовых мероприятий - ярмарок, народных гуляний, церковных праздников; оказание помощи населению при стихийных бедствиях - наводнениях, пожарах и прочих, сопровождение арестантов, пленных, рекрутов, государственной казны (крупных денежных сумм) и другие правоохранительные задачи. Первым командующим внутренней стражей был генерал Е.Ф.Комаровский, профессиональный военный, участник Итальянского и Швейцарского походов (1799 г.) русской армии под командованием А.В. Суворова, затем помощник санкт-петербургского военного губернатора. Опытный и талантливый администратор и военачальник, Е.Ф. Комаровский руководил внутренней стражей более 17 лет. Царским указом от 25 июля 1829 года для охраны горных заводов Урала и Нерчинска, где добывалось золото и серебро, Санкт-Петербургского монетного двора были сформированы 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты. Содержались они за счет Министерства финансов. Можно сказать, это были первые подразделения по охране важных объектов промышленности и сопровождению специальных грузов. Коренные преобразования внутренней стражи произошли в 60-е годы XIX века в ходе проводимой в России военной реформы. Тогда в российской армии была введена окружная система управления войсками. Вся территория страны была разделена на военные округа. В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск, в которые вошли и конвойные команды. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа. Очередной этап реформирования сил внутренней безопасности состоялся в 1886 году, когда конвойные команды были сведены в конвойную стражу. Приказом по Военному ведомству от 16 мая 1886 года предписывалось сформировать на базе существовавших этапных, конвойных и местных команд 567 (фактически было сформировано 530) команд для несения конвойной службы. Признанием заслуг внутренней и конвойной стражи перед народом и Отечеством явилось празднование 27 марта 1911 года 100-летия местных войск и конвойной стражи. В честь юбилея был учрежден нагрудный знак для вручения: офицерам - из серебра; нижним чинам - из белого металла. После Февральской революции местные войска, конвойная стража добровольно перешли на службу новой власти. 12 марта 1917 года главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И.Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул «на верность службе Родине и Временному правительству», о чем известил подчиненных в приказе № 1.
Развитие внутренних войск (1917 - 1991 гг.)
В 1917 году старая армия была расформирована. Конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти. Октябрьская революция сломала старые государственные институты власти, но вскоре стало ясно, что без силовых структур в управлении страной не обойтись. Уже первые дни существования советской власти показали: для утверждения нового строя необходимы не только армия, флот, органы государственного управления, но и специальные силы для предупреждения контрреволюционных выступлений внутри страны и борьбы с ними, установления и поддержания революционного порядка на местах, охраны важных учреждений, предприятий, железных дорог, конвоирования и охраны контрреволюционных элементов, уголовных преступников и решения других задач. 28 мая 1919 года было принято постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны «О войсках вспомогательного назначения». Теперь эти формирования стали называться «войсками внутренней охраны Республики (ВОХР)». Это событие явилось этапным в строительстве внутренних войск Советского государства. 1 сентября 1920 года на базе войск внутренней охраны Республики и других формирований были созданы войска внутренней службы Республики (ВНУС). 19 января 1921 года войска ВНУС передаются в военное ведомство. Исключением явились части, обслуживающие чрезвычайные комиссии, а также железнодорожная и водная милиция, которые во всех отношениях были подчинены ВЧК, а позднее ГПУ - ОГПУ. Наряду с решением специальных задач войска часто привлекались к боевым действиям на фронте. Успехи индустриализации страны, возрастающее значение железнодорожного транспорта в экономике и обороне СССР обусловили в конце 20-х - начале 30-х годов образование в составе войск ОГПУ такой составной части, как войска по охране важных объектов промышленности и железнодорожных сооружений. К концу 30-х годов назрела необходимость реорганизации управления войсками НКВД, что обусловливалось постоянным увеличением объема выполняемых ими задач, разнохарактерностью и трудноуправляемостью войск. В годы Великой Отечественной войны наряду с охраной тыла действующей армии, ведением борьбы с вражескими десантами, диверсантами, националистическими бандами части и соединения внутренних войск принимали непосредственное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Подсчитано, что за годы войны в состав действующей армии в разные периоды входили и участвовали в боях 53 дивизии и 20 бригад войск НКВД. Кроме того, НКВД СССР сформировал и передал фронту 29 дивизий. В январе 1947 года в целях повышения эффективности обеспечения государственной безопасности части оперативного назначения, а в апреле 1948 года и специальные части войск, были переданы из МВД СССР в ведение МГБ СССР. В составе этого ведомства они находились до марта 1953 года, а затем снова были переподчинены МВД СССР. Важные организационные мероприятия по строительству войск МВД-МГБ были проведены в 1951 году. В этот период были упразднены войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, а их функции переданы военизированной охране. Значительно сократились и конвойные войска, они реорганизовались вместе с внутренними войсками в конвойную и внутреннюю охрану. 15 марта 1953 года МВД и МГБ были объединены в единое Министерство внутренних дел СССР. В таком составе они находились до 1954 года, когда был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны остались в составе МВД, а пограничные войска стали подчиняться КГБ. В январе I960 года было упразднено Министерство внутренних дел СССР. Его функции передаются МВД союзных республик. Прекратило свою деятельность и Главное управление внутренних и конвойных войск. С этого момента и на протяжении последующих шести лет единый орган по управлению внутренними войсками в стране отсутствовал. В каждой союзной республике, где в составе министерств внутренних дел были образованы войсковые управления и отделы, вопросы развития войск решались по-разному, исходя из местных условий. Отсутствие единства в руководстве войсками негативно сказалось на их служебно-боевой деятельности. Поэтому в 1966 году создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР). В составе вновь созданного министерства (с 25 ноября 1968 года оно стало именоваться МВД СССР) было образовано Главное управление внутренних войск. 21 марта 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Указ распространил в войсках порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом так же, как для Советской Армии и Военно-Морского Флота, сохранил порядок их материально-технического и финансового обеспечения.
Внутренние войска МВД России на современном этапе
Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом - Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность. 27 марта стало Днем внутренних войск МВД Российской Федерации, который установлен в 1996 году Указом Президента Российской Федерации. В постсоветское время во второй половине 90-х годов в РФ осуществляется реформа войск такого плана как ВВ. Их задача, которую они ранее постоянно выполняли в плане осуществления охранных функций, конвоя осужденных и прочее, была с них снята, но зато расширились права в плане охраны и поддержания порядка в стране. Еще одна реформа в МВД состоялась в 2008 году, согласно ей, осуществились реорганизационные процессы в управлении округов - они стали региональными.
Войска национальной гвардии Российской Федерации
Непосредственно предшествующим Национальной гвардии формированием являлись внутренние войска МВД России, созданные в 1992 году. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР. 5 апреля 2016 года президент Владимир Путин постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии России (Росгвардия), а также преобразовать внутренние войска МВД России в войска национальной гвардии России. В состав национальной гвардии, согласно указу, включены спецподразделения ОМОН, СОБР, ЦСН СОР и авиации МВД России, вневедомственная охрана МВД России. Создание национальной гвардии произошло в рамках реформы совершенствования работы правоохранительных органов России. Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации Указом президента от 5 апреля 2016 года назначен генерал армии Золотов Виктор Васильевич. В этот же день, 5 апреля 2016 года, Владимир Путин внёс в Государственную думу законопроекты о национальной гвардии и изменениях в ряд законодательных актов. Руководство деятельностью Федеральной службы войск национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации. 16 января 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, которым установил 27 марта Днем войск национальной гвардии России. «Установить День войск национальной гвардии Российской Федерации и отмечать его 27 марта», - говорится в указе. В документе отмечается, что дата установлена «в целях сохранения преемственности воинских традиций и повышения престижа службы в войсках национальной гвардии РФ».
СОЗДАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Начало службе вневедомственной охраны положило вышедшее 29 октября 1952 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Данный документ не просто сформировал новое подразделение в органах внутренних дел, но и в общих чертах определил структуру его аппарата на различных уровнях.
Таким образом, решением Совета Министров СССР на милицию стала возлагаться охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. При органах внутренних дел была создана специальная служба - вневедомственная наружная сторожевая охрана. В ее состав вошли сторожевые и военизированные подразделения, которые стали осуществлять наружную охрану особо важных и режимных объектов, промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов.
Сторожевая охрана состояла из сторожей, бригадиров и инспекторов, подчиняющихся начальникам отделов милицейской службы. В отделах милицейской службы создавались отделы вневедомственной охраны, руководители которых одновременно являлись заместителями начальников отделов милицейской службы, что создавало предпосылки для организации эффективного взаимодействия вневедомственной охраны с другими службами милиции.
С течением времени стала проявляться тенденция расширения самостоятельности аппарата, что в дальнейшем вызвало существенные организационно-структурные изменения. Этому способствовало последовательное увеличение количества объектов, передаваемых под вневедомственную охрану, рост численности сторожей. Одновременно взят курс на более широкое внедрение и использование технических средств для обеспечения охраны объектов.
Период с 1952 по 1960 год можно охарактеризовать как время организационного становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти годы в основном завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной сторожевой охраной, вневедомственной охране. Активно разрабатывались нормативные правовые акты, регламентировавшие широкий круг вопросов этой деятельности, нормативы штатной численности и определены перспективные направления ее развития. Учитывая экономическую эффективность сосредоточения охраны в одном подразделении Совет Министров СССР своим постановлением от 8 февраля 1965 года № 76-30 предложил министерствам и ведомствам передать под вневедомственную охрану все предприятия, учреждения и организации, расположенные в городах, районных центрах и рабочих поселках. Таким образом, последовательное усложнение и расширение возложенных на вневедомственную охрану функций, рост числа охраняемых объектов и численности личного состава, создание в отделах и отделениях новых звеньев требовали существенного повышения уровня управления службой. Это было учтено при образовании Министерства охраны общественного порядка СССР: в его составе было создано Управление вневедомственной охраны, а также утверждено постановлением Правительства СССР от 18 февраля 1966 года № 129 «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел».
Можно отметить, что в 1966 году с образованием вышеуказанного Министерства в стране было закончено формирование единой централизованной системы вневедомственной охраны, которая была остро нацелена на решение задач по защите государственной собственности от преступных посягательств.
Качественным скачком в организации деятельности службы стало издание распоряжения Совета Министров СССР от 10 мая 1967 г. № 1026, которое разрешало производить замену сторожей и бригадиров подразделений вневедомственной охраны лицами рядового и младшего начальствующего состава милиции. Появление на улицах городов в наиболее криминогенное ночное время нарядов милиции, активная работа по оборудованию охраняемых объектов средствами сигнализации позволили значительно повысить эффективность борьбы с посягательствами на государственное и общественное имущество. В целях дальнейшего развития вневедомственной охраны в начале 60-х годов начались активные поиски новых технических средств для использования их в охране собственности. Для разработки технических средств сигнализации было создано специальное конструкторское бюро с небольшой механической мастерской. В штаты подразделений охраны стали вводиться должности электромонтеров. В это же время началось использование телефонных линий связи для передачи сигналов «тревога» с охраняемых объектов непосредственно в отделы охраны.
Прообраз пульта централизованного наблюдения, созданный в Тушинском районе г. Москвы в 1965 году, представлял собой щит, на котором были смонтированы 40 приемно-контрольных приборов и столько же звонков. Данное решение оказалось эффективным. И поэтому охрана объектов с применением пультов централизованного наблюдения сразу получила широкое распространение. С выходом постановления Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 г. № 76-30 «О дальнейшем совершенствовании охраны объектов народного хозяйства с помощью пультовцентрализованного наблюдения» эта работа значительно активизировалась. Стали создаваться специальные пункты централизованной охраны - ПЦО. Совместно с Министерством связи был решен вопрос об использовании действующих телефонных линий и установке на телефонных станциях оборудования пультов централизованной охраны.
Экономическая эффективность и интенсивное развитие централизованной охраны вызвали необходимость создания нарядов групп задержания из числа работников милиции для реагирования на поступающие сигналы «тревога» с охраняемых объектов, которые в народе получили название «ночная милиция».
Сформированные дежурные наряды «ночной милиции» не только несли службу по охране объектов народного хозяйства на маршрутах патрулирования, но и эффективно обеспечивали охрану общественного порядка на территориях обслуживания и в зонах своей дислокации. По мере развития централизованной охраны службе вневедомственной охраны была поставлена задача по организации охраны квартир граждан по договорам. В результате к 1978 году охрана квартир с помощью сигнализации и пультов приобрела огромную популярность среди населения. Дальнейшим этапом развития службы вневедомственной охраны стало расширение объемов охранной деятельности, осуществленное в рамках реализации постановления Совета Министров от 2 сентября 1987 года № 363 «О мерах по дальнейшему упорядочению охраны». В соответствии с указанным постановлением во всех республиках, краях и областях страны была проведена работа по передаче под вневедомственную охрану более 40 тысяч объектов народного хозяйства. Практически во всех городах, районах и поселках городского типа, где имелась вневедомственная охрана, были созданы пункты централизованной охраны.
Переход к рыночной экономике и связанные с этим трудности привели к ухудшению экономического положения службы, ликвидации части подразделений. Для реализации требований Закона Российской Федерации «О милиции» в 1991-1992 годах был подготовлен проект, а 14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации». Принятие указанного постановления создало правовую базу, позволяющую на основе кадрового, технического и экономического потенциала осуществлять более эффективное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников, повысить вклад службы в борьбу с преступностью. Наивысшего пика своего развития вневедомственная охрана достигла к 2000-м годам, что подтверждается наибольшим количеством охраняемых объектов, квартир и МХИГ. В 2004 году в МВД России началось реформирование и в первую очередь оно коснулось вневедомственной охраны. В ходе кардинальной реорганизации на базе Главного управления вневедомственной охраны МВД России были созданы Департамент государственной защиты имущества и Центр оперативного руководства деятельности вневедомственной охраны МВД России. Основными задачами Департамента являлась выработка государственной политики в области государственной защиты имущества, разработка стратегии и тактики работы всех подразделений вневедомственной охраны на основе нормативных правовых документов. Основными задачами Центра оперативного руководства деятельности вневедомственной охраны МВД России являлись: организация охраны имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны, участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества юридических и физических лиц, организационно-методическое руководство и обеспечение совершенствования деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Еще одним ключевым пунктом в истории вневедомственной охраны стал 2005 год. Именно тогда на базе проектно-монтажных, сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России с развитой сетью филиалов практически во всех субъектах Российской Федерации.
С этого года решение основной служебной задачи - обеспечение надежной охраны имущества граждан и организаций, вневедомственная охрана стала осуществлять в тесном взаимодействии с ФГУП «Охрана» МВД России. При этом функции по выполнению проектно-монтажных работ, обслуживанию технических средств сигнализации на объектах и квартирах, организация физической охраны объектов стали обеспечиваться силами специализированных подразделений предприятия. Передав указанные функции ФГУП «Охрана» МВД России подразделения вневедомственной охраны сосредоточились на обеспечении мобильности, оперативности реагирования на сигналы «тревога» с охраняемых объектов и квартир граждан, на сообщения о совершаемых преступлениях и административных правонарушениях в зонах постов и маршрутов патрулирования. При этом в базис охранной политики службы был заложен принцип комплексности оказываемых услуг: начиная с обследования объекта, разработки технического задания по оборудованию его техническими средствами (средства сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа), подключения на пульты централизованного наблюдения, заканчивая реагированием при поступлении сигналов «тревога» и осуществлением физической охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Систему вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации<1> составляют:
на федеральном уровне - Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии; на региональном - управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России, осуществляющие свою деятельности в форме федеральных государственных казенных учреждений<2>; на районном - подразделения вневедомственной охраны ВНГ России представлены филиалами ФГКУ УВО (ОВО). В структуре ФГКУ УВО (ОВО) и их филиалов формируются строевые подразделения вневедомственной охраны<3>, которые в исключительных случаях также могут создаваться в качестве самостоятельных подразделений.
В свою очередь СП ВО в зависимости от объема и специфики выполняемых задач, а также имеющейся штатной численности представлены полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями.
Непосредственное руководство филиалами и их СП ВО в соответствии с утвержденными Директором<4> уставами ФГКУ УВО (ОВО) осуществляет начальник ФГКУ УВО (ОВО) и его заместители. В СП ВО для охраны имущества и (или) объектов формируются следующие виды нарядов вневедомственной охраны:
группа задержания; пост охраны объекта; патруль по охране объекта; наряд по охране имущества при транспортировке; наряд по охране мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками в морских портах, в которые разрешен их заход. В структуре ФГКУ УВО (ОВО) создаются отделы (отделения, группы, направления) которыми в мирное время обеспечивается выполнение следующих основных задач:
охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов. Для реализации первой задачи подразделения вневедомственной охраны ВНГ России оказывают услуги на договорной возмездной основе, как посредством выставления стационарных постов, так и при помощи технических средств охраны (далее - ТСО), при этом и в первом и во втором случае задействуются наряды СП ВО.
Подразделения вневедомственной охраны ВНГ России предназначены для осуществления деятельности ВНГ России по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ России, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения). _____________________________________________ <1> Далее - «ВНГ России». <2> Далее - «ФГКУ УВО (ОВО)» <3> Далее - «СП ВО». <4> Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующий войсками национальной гвардии российской Федерации генерал армии В.В. Золотов.